Музей Хрусталя г. Гусь-Хрустальный
%%LIGHTBOX%%
В далеком прошлом, хозяина Гусевской хрустальной фабрики Нечаева-Мальцова часто спрашивали, почему он не пожалел колоссальных средств для украшения фабричной и сельской церквей в глуши Владимирской губернии. " А отчего стоит город Орвието в Италии? Для его собора ездят иностранцы издалека. Будет время, когда художники и ценители русского искусства станут ездить и на наш Гусь..." - отвечал Нечаев-Мальцов, спустя века его предсказания сбылись, разве что теперь туристы съезжаются посмотреть не столько на храм, сколько на Музей Хрусталя, расположенный в этом храме.
Архитектура музея
Самой яркой достопримечательностью города
Гусь-Хрустальный является Музей Хрусталя, который находится в величественном памятнике архитектуры конца XIX - начала XX веков - Георгиевском соборе.
Собор построен в 1892-1895 годах по проекту Леонтия Николаевича Бенуа в псевдорусском стиле. Сам архитектор писал: "
В этот храм я все вложил, что мог, и, может быть, он останется лучшим из моих произведений".
Здание было спроектировано трехнефной базиликой - высокий средний неф и низкие боковые. Колокольня венчалась легким и нарядным шатром, вознесенным на высоту 45 метров. Среднему шатру отвечали меньшие боковые. Трехшатровая композиция перекликалась с тремя главами на алтарной восточной стороне.
Колокольня не сохранилась до наших дней. Не восстановили ее, к сожалению, и реставраторы. Но сохранившиеся фотографии вызывают в памяти образы ярославского зодчества XVII века. Л.Н. Бенуа создал высокопрофессиональный, мастерский образец "русского стиля".
В своем творении Л.Н.Бенуа соединил лучшие традиции западноевропейской и русской культуры.
Внутренняя отделка
Внутренняя отделка была не менее впечатляюща, чем внешняя.
Для отделки храма был приглашен уже известный к тому времени художник В.М. Васнецов. Он написал 5 картин для Георгиевского собора. К сожалению, сохранились лишь две работы художника: огромное полотно «
Страшный суд» размером 49 квадратным метров и мозаика «О тебе радуется, Благодатная…».
«
Страшный суд» - это одно из немногих истинно художественных творений, которые стоит увидеть раз, чтобы запомнить его навсегда.
Мозайка, для которой В.М. Васнецов написал эскизы, выполнена из маленьких кусочков разноцветного стекла и украшает алтарную часть собора.
В журнале "Художественные сокровища России" за 1905 год П.Гнедич писал: " Впечатление ошеломляющее... Тут и великие итальянцы, и упадочники, и Византия, а главное - наши старые, московского письма, иконы... Я думаю, в той фабричной церкви г. Нечаева-Маль-цова, для которой писал эту икону Васнецов, картина эта будет предметом бесконечного удивления не только местных прихожан, но и создаст целую армию паломников... Это одно из тех немногих истинно художественных творений, которое стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда".
Музей в храме
Как действующая церковь, храм Святого Георгия просуществовал недолго. Почти сразу после революции 17-го года он был закрыт и долгое время его занимали общественные организации и лишь в 1970 году храм был взят под охрану государства. В течение 11 лет в нем велись реставрационные работы. После их окончания в 1983 году в нем открыли Музей Хрусталя.
В основу экспозиции музея Хрусталя были положены изделия из образцовой комнаты, которая находилась на хрустальном заводе.
С первых дней существования завода, в образцовой комнате собирались все образцы продукции из стекла и хрусталя, которая выпускалась на заводе. Поэтому в музее можно увидеть и массовую продукцию хрустального завода, и уникальные авторские работы художников.
В первые годы существования завод выпускал продукцию из простого поташного стекла, украшая её в технике гравировки. В начале 19 века появляется настоящий свинцовый хрусталь. Свинцовый хрусталь – это прежде всего стекло с определенным содержанием окиси свинца, что и придает изделиям их хрусталя металлический блеск. Чистый хрусталь необыкновенно певуч. Стоит только подуть на тонкий хрустальный бокал, как он зазвенит мелодичным «малиновым» звоном. Комбинируя различное сочетание граней, мастера-алмазчики создают на изделиях из хрусталя алмазный рисунок.
Удивительны изделия XVIII века. Тяжелые графины, фужеры с глубокими алмазными гранями, штофы, деликатно расписанные золотым орнаментом. Стекло XIX века на редкость разнообразное. Свинцовый хрусталь, богатая алмазная грань, доведенная до совершенства. Талантливые мастера-резчики умели поймать солнечный луч и заставить его сверкать в хрустале. Тончайшее, словно воздушное, стекло с узором, напоминающим серебряные кружева.
В середине XIX века появляется стекло, имитирующее золото и серебро. Это изделия в восточном стиле "азиатского" рынка, кумганы, кальяны.
Уникальны многослойные вазы, вазы, флаконы, выполненные по образцам изделий известного французского художника Э. Галле, с приглушенными сине-фиолетовыми и золотисто-коричневыми "рисованными" пейзажами, датируемые началом XX века.
Слава гусевского хрусталя перешагнула границы России. Золотыми медалями выставок в Париже, Вене, Чикаго отмечены изумительное искусство и талант старых гусевских мастеров.
В музее широко представлен советский период. Изделия 1920-х годов с декором в виде несложной гравировки и росписи цветными красками просты и лаконичны по своей форме.
Новые сюжеты рисунков носят тематический характер, отражая те или иные события, происходившие в стране - "Пятилетка в 4 года", "20 лет Октября", "Спартакиада народов СССР", "850 лет Владимиру".
В 70-е годы завод выпускает продукцию только из хрусталя. Продукция хрустального завода в этот период была «царством» цветного и бесцветного хрусталя и алмазной грани.
Коллекция музея не перестает пополняться уникальные авторскими работами художников хрустального завода. В своих творениях они отражают всю красоту Мещерского края.
Контакты и график работы
Адрес музея: Владимирская область, г. Гусь-Хрустальный, ул. Калинина, 2а
Контактный телефон: +7 (49241) 2-19-30
Летний график работы (с 1 июня по 31 августа):
- вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье - с 10:00 до 17:00
- понедельник - выходной
- каждый третий вторник месяца - санитарный день
См. также: